ЛИЛИТ называли и называют сейчас по-разному: Матерью или Смертью, Девой или Старухой, Богиней и дьяволицей. Все эти названия встречались в древних свитках, трансформировались и видоизменялись, но по сути своей остались неизменными.
В древних апокрифичных Библиях упоминалось о том, что ЛИЛИТ была первой женой Адама, но в канон эту историю не внесли. Еву сделали из серебра и внешне изобразили копией Лилит, но как послушную и добрую жену. Лилит же сотворили из огня и изобразили непослушной, жаждущей приключений и свободы. Она ушла от Адама, когда он ей надоел. Но после периодических возвращений к нему, она рожала детей. Еве приходилось только молчать и не роптать.
Но в современном христианском понимании она стала дьяволицей, демоном, поедающим маленьких детей, приходящим по ночам соблазнять мужчин. Ее ослепляющая красота является олицетворением темнейших мужских мечтаний, воплощением соблазна и желания. Почему же тогда ее изображают демоном, убивающим детей, а не говорят о ней, как о первой жене Адама?
Христианство – это патриархальная религия, где Богом является Отец, а не Мать. Женщина же была создана из ребра, а великой Матерью стала Богородица, не имеющая такой власти и по Библии она – всего лишь благочестивая девушка.
Христианство и Ислам упразднило поклонение Женщина в угоду Мужчине, хотя считали ее темную дионисийскую силу равной светлой агрессивной мужской силе. Женщину считают чем-то нечистым, хотя ранее человечество поклонялось Матери.
В Алфавите Бен-Сиры говорится о нежелании первой жены Адама Лилит подчиниться своему мужу, считая себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам. С тайным именем бога Ягве, Лилит улетела от Адама по воздуху. Тогда Ягва, выполняя жалобу Адама на бежавшую жену, вдогонку послал ангела Сеноя, Сансеноя и Самангелофа, которые настигли Лилит рядом с Красным морем. Она не захотела возвращаться к мужу и в ответ на угрозы убить ее, дала клятву, что была послана богом. Она заверила, что, несмотря на ее "функцию" убивать младенцев, пощадит любого ребенка, имеющего защиту в виде амулета или пластинки с ее именем, или именами ангелов. И все же ангелы наказали ее. В сохраненных трех версиях, наказаниями станут: смерти ее младенцев в каждую ночь, рождение детей-демонов, или бесплодие.
В иудейском быту Лилит изображают волосатой и крылатой вредительницей деторождения, наводящей порчу на младенцев, похищающей их, пьющей их кровь и высасывающей мозг из костей и подменяющей их. Ее обвиняли в порче рожениц и бесплодии женщин. Именно из легенд, в которых говорится о Лилит как об убийце новорожденных, произошла традиция вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребенка. На амулетах и заговорах для роженицы писались не только имена трех ангелов, которые хотели вернуть Лилит Адаму, но и некоторые ее имена: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). Считалось, что Лилит боялась красного цвета, поэтому согласно преданиям, младенцу повязывали руку красной ниткой, особенно в ночь перед обрезанием. А отец ребенка всю ночь оберегает ребенка, читая до утра отрывки из "Зоар" и иных книг Каббалы.
Как в Ветхом Завете, так и в библейских книгах Лилит не упоминается. Только в еврейском тексте книги Исаии (34:14) говорится о том, что запустеет Идумея после Божьего суда. Ее дворцы будут окружать колючие растения, крапива и репейник, а в ней будут жить шакалы и страусы, дикие кошки будут встречаться со зверями пустыни, будет слышна перекличка леших. А ночное приведение - lilit – будет там отдыхать, и находить покой. При создании перевода Ветхого Завета на древнегреческом языке - Септуагинты - ученые-раввины не оставили слова lilit, не сохраняя собственное имя, а сделали перевод его как onokentavros, что означает получеловек-полуосел. В славянских Библиях оно пишется без перевода: "ту почитают онокентаври, обретшее себе покоища".
В английской Библии короля Якова говорится о сипухе и о "дурном предзнаменовании" (имеет устаревшее значение). В версии New American Standard Bible говорится о ночном чудовище: «the night monster». Обе версии использовали слова женского рода. Русская Библия lilit рассматривает это слово в качестве прилагательного от lail (ночь), поэтому называют ее ночным приведением, животным, обитающим ночью и наводящим страх на человека. Блэр (2009) изображает ее птицей.
В еврейских источниках говорится о двух Лилит:
• Старшей Лилит – жене Самаэля, царице и матери демонов. Самаэля часто отождествляют с Сатаной.
• Младшей Лилит – супруге Асмодея.
Лилит в шумерской традиции
В шумерских легендах о Лилит ее называют богиней – покровительницей своего народа. Тем не менее, показывают и её тёмную суть. Так, слёзы Лилит могут даровать жизнь, но её поцелуи - принесут только смерть. В легенде дается в традиционной шумерской иконографии Лилит объяснение о происхождении двух львов. Предпологатся, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно о ней, о Лилит.
По существующему мнению, имя Лилит может происходить от шумерского слова «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). К предисловию «Ассирийской магии» Шарля Фоссе автор В.Емельянов напишет: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков". Если по-шумерски лиль – это „воздух, ветер; дух, призрак“, то по-аккадски лилу обозначает — „ночь“, поэтому демоны этого рода считались ночными привидениями.
Вероятно, их сопоставляли со славянскими заложными покойниками (люди, умершие неестественной смертью и раньше срока). Но их всегда отличали от гадим (обычные духи умерших предков). Вполне возможно, что люди, не оставившие потомства и жившие без брака, превращались в духов лилу. Так объяснялось рождение уродов, либо демонов при вступлении мужчин-лилу в связь с земными женщинами.
Лилит в каббалистической традиции
В каббале Лилит описывается в образе дьяволицы, что является во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющей их. Согласно Bacharach, Emeq ha Melekh, слепой Дракон всегда разделял Лилит и Самаэля, но он был кастрированным, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Тех, кто "вылупился" из таких яиц, называли Лилин. Их целиком покрывали волосы, за исключением только головы.
В Средние века легенду несколько изменили: Лилит уже не была змеёй, она стала духом ночи. Иногда она представлялась ангелом, ведающим рождением людей, иногда — демоном, досаждающим тем, кто спал в одиночку или одиноко брел по дороге. В народном воображении она представала как высокая молчаливая женщина с распущенными длинными чёрными волосами.
В каббалистической книге Зогар, Лилит описывают как жену Самаэля и мать демонов.
Современная демонология представляет Лилит не только богиней, пожирающей детей. Она является подругой Сатаны (или Самаэля), соответствуя некоторыми чертами всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. Ее отождествляют с такими богинями как Кали, Ума и Парвати, Геката, Хель и Эрешкигаль, хотя у Темных Богинь различные некоторые традиции, четко их разделяющие.
Зачастую также говорится о старшей и младшей Лилит, например, в труде Майкла Форда «Люциферианское Ведьмовство». Здесь имя Лилит раскрывают таким скрытым значением как — Тёмная Мать, Чёрная женственность, но в любом случае, сохраняют и изначальное значение, называя ее Чёрной Богиней, губительницей зародышей Света.
В Европе эпохи Возрождения большой интерес проявляли к Каббале, а вместе с этим к преданию о Лилит как первой жене Адама. Как только предание стало известно в литературе, Лилит сразу же была наделена обликом прекрасной, соблазнительной женщины. Подобно представляла Лилит и средневековая еврейская литература, хотя еврейские традиции красивую внешность Лилит связывают с её способностью менять свой облик.
Легенда о Лилит вдохновляла многих поэтов на написание поэм, стихов и трактатов. В поэме "Райская обитель" Дантэ Гибриэля Россети (1828-1882) говорится о первой жене Адама Лилит-змее, уговорившей отведать Еве запретный плод, после под влиянием Лилит Ева зачала Каина, брата и убийцу Авеля. В поэме Гете "Фауст" герой был предупрежден о коварных и губительных волосах красавицы, первой жене Адама, которых следовало остерегаться. Анатолий Франс описывает Лилит в своем рассказе "Дочь Лилит" как мать женщины, которая совратила главного героя. Здесь ее описывают как женщину, которой не нужно заботиться о спасении души, которой у нее нет, поэтому ей были неизвестны ни добро, ни зло, ни страдания, ни смерть.
Даниил Андреев в «Розе Мира» описывает Лилит как одну из Великих Стихиалей, ваятельницу плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародную Афродиту» всех человечеств. Также с образом Лилит Андреев связывает образ демоницы Воглеа.
Русский писатель-символист Фёдор Сологуб в сборнике «Пламенный круг» отходит от мрачного образа, внося кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» был написан под вдохновением от Лилит.
С романтической окраской Лилит предстает в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где автор прекрасную, неземную, сделанную из огня Лилит противопоставляет обыденной Еве. Николай Гумилев описывает Лилит и Еву как две стороны, два лика одной женщины, два романтических противопоставления в стихотворении
«Ева и Лилит». Противопоставит Лилит земным женщинам и стихотворение Марины Цветаевой «Попытка ревности». Были переосмыслены мотивы мифа о Лилит, содержащиеся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966). Стихотворение Владимира Набокова "Лилит", написанное в 1930 году и опубликованное в 1970 году описывает юную обольстительную девочку, соблазняющую героя (в первом наброске сюжета, позднее он обработает в повести «Волшебник» и романе «Лолита») Не случайным будет и созвучие имён Лилит—Лолита.
Пропитан мрачным эротизмом образ вампирши Лилит в романе "Сон Лилит" Уитли Стрибера, который станет продолжением романов «Голод» и «Последний вампир». Они послужат основой культового фильма «Голод» (1983), который сняли режиссёр Тони Скотт, главные роли в котором сыграли Дэвид Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв.
Милорадом Павичем, знаменитым сербским писателем, написавшим книгу «Кровать для троих», расписал всю историю, произошедшую между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.
Лилит посвящают музыкальные и поэтические произведения, снимают художественные и анимационные фильмы, под ее именем в астрологии понимаются различные объекты. Знак апогея орбиты Луны принят в современной астрологии, также называется Лилит и Чёрная Луна, а багрово-алый цвет знака соответствует Скорпиону, обители Черной Луны, называемой точкой тёмного духа и определяющей собой ведьмовские способности рождённого. Также - показывающей объекты сильного неосознаваемого (бессознательного) притяжения.
Лилит стала самым ярким воплощением темной ипостаси Женщины, вечной женственности: вампиршей, появляющейся в лунном свете, завлекающей сладкими речами, что явилось одной из сторон каждой женщины. В каждой из женщин воплощена и Лилит, и покорная, добрая Ева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий