пятница, 1 марта 2013 г.

ЛИЛИТ – НОЧНАЯ ДЬЯВОЛИЦА


ЛИЛИТ  называли и называют сейчас по-разному: Матерью или Смертью, Девой или Старухой, Богиней и дьяволицей. Все эти названия встречались в древних свитках, трансформировались и видоизменялись, но по сути своей остались неизменными.

В древних апокрифичных Библиях упоминалось о том, что ЛИЛИТ была первой женой Адама, но в канон эту историю не внесли. Еву сделали из серебра и внешне изобразили  копией Лилит, но как послушную и добрую жену.  Лилит же сотворили из огня и изобразили непослушной, жаждущей приключений и свободы. Она ушла от Адама, когда он ей надоел. Но после  периодических возвращений к нему, она рожала детей. Еве приходилось только молчать и не роптать.

Но в современном христианском понимании она стала дьяволицей, демоном, поедающим маленьких детей, приходящим по ночам соблазнять мужчин. Ее ослепляющая красота  является олицетворением темнейших мужских мечтаний, воплощением соблазна и желания. Почему же тогда ее изображают демоном, убивающим детей, а не говорят о ней, как о первой жене Адама?



Христианство – это патриархальная религия, где Богом является Отец, а не Мать. Женщина же была создана из ребра, а великой Матерью стала Богородица, не имеющая такой власти и по Библии она – всего лишь благочестивая девушка.
Христианство и Ислам упразднило поклонение Женщина в угоду Мужчине, хотя считали ее темную дионисийскую силу равной светлой агрессивной  мужской силе. Женщину считают чем-то нечистым, хотя ранее человечество поклонялось Матери.

В Алфавите Бен-Сиры говорится о нежелании первой жены Адама Лилит подчиниться своему мужу, считая себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.  С тайным именем  бога Ягве, Лилит улетела от Адама по воздуху. Тогда Ягва, выполняя жалобу Адама на бежавшую жену,  вдогонку послал ангела  Сеноя, Сансеноя и Самангелофа, которые настигли Лилит рядом с Красным морем. Она не захотела возвращаться к мужу и в ответ на угрозы убить ее, дала клятву, что была послана богом. Она заверила, что, несмотря на ее "функцию" убивать младенцев, пощадит любого ребенка, имеющего защиту в виде амулета или пластинки с ее именем, или именами ангелов. И все же ангелы наказали ее. В сохраненных трех версиях, наказаниями станут: смерти ее младенцев в каждую ночь,  рождение детей-демонов, или бесплодие.

В иудейском быту Лилит изображают волосатой и крылатой вредительницей деторождения, наводящей порчу на младенцев, похищающей их, пьющей их кровь и высасывающей мозг из костей и подменяющей их. Ее обвиняли в  порче рожениц и бесплодии женщин. Именно из легенд, в которых говорится  о Лилит как об убийце новорожденных, произошла  традиция  вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребенка. На амулетах и заговорах для роженицы писались не  только имена трех ангелов, которые хотели вернуть Лилит Адаму, но и некоторые ее имена: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). Считалось, что Лилит боялась красного цвета, поэтому согласно преданиям, младенцу повязывали руку красной ниткой, особенно в ночь перед обрезанием. А отец ребенка  всю ночь  оберегает ребенка, читая до утра отрывки из "Зоар" и иных книг Каббалы.
Как в Ветхом Завете, так и в  библейских  книгах  Лилит не упоминается. Только в еврейском тексте книги Исаии (34:14) говорится  о том, что запустеет Идумея после Божьего суда. Ее дворцы будут окружать колючие растения, крапива и репейник, а в ней будут жить шакалы и страусы, дикие кошки будут встречаться со зверями пустыни, будет слышна перекличка леших. А ночное приведение -  lilit – будет там отдыхать, и находить покой. При создании перевода Ветхого Завета на древнегреческом языке - Септуагинты - ученые-раввины не оставили слова lilit, не сохраняя собственное имя, а сделали перевод его как  onokentavros, что означает получеловек-полуосел. В славянских Библиях оно пишется без перевода: "ту почитают онокентаври, обретшее себе покоища".

В английской Библии короля Якова говорится о сипухе  и  о  "дурном предзнаменовании" (имеет устаревшее значение).   В версии New American Standard Bible говорится о ночном чудовище: «the night monster». Обе версии использовали слова  женского рода. Русская Библия lilit рассматривает  это слово в качестве прилагательного от lail (ночь), поэтому  называют ее ночным приведением, животным, обитающим ночью и наводящим страх на человека. Блэр (2009) изображает ее птицей.

В еврейских источниках говорится о двух Лилит:
Старшей Лилит – жене Самаэля, царице и матери демонов. Самаэля часто отождествляют с Сатаной.
Младшей Лилит – супруге Асмодея.

Лилит в шумерской традиции
В шумерских легендах о Лилит ее называют  богиней – покровительницей  своего народа. Тем не менее, показывают и её тёмную суть. Так, слёзы Лилит  могут даровать жизнь, но её поцелуи -  принесут только смерть. В легенде дается в традиционной шумерской иконографии Лилит  объяснение  о  происхождении двух львов.   Предпологатся,  что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается  именно о ней, о  Лилит.  

По существующему  мнению,  имя Лилит может происходить  от шумерского слова «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). К предисловию  «Ассирийской магии» Шарля Фоссе автор В.Емельянов напишет: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков". Если  по-шумерски лиль – это  „воздух, ветер; дух, призрак“,  то по-аккадски лилу обозначает  — „ночь“, поэтому  демоны этого рода считались ночными привидениями. 

Вероятно, их  сопоставляли со славянскими заложными покойниками  (люди, умершие неестественной смертью и раньше срока). Но их всегда отличали  от гадим  (обычные духи умерших предков).  Вполне возможно, что люди, не оставившие потомства и жившие без брака, превращались  в духов лилу.  Так  объяснялось  рождение уродов, либо демонов при  вступлении  мужчин-лилу  в связь с земными женщинами. 

Лилит в каббалистической традиции
В каббале Лилит описывается в образе   дьяволицы, что является  во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющей их. Согласно Bacharach, Emeq ha Melekh,  слепой Дракон всегда разделял Лилит и Самаэля, но он был кастрированным, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Тех, кто "вылупился" из таких яиц, называли Лилин. Их целиком  покрывали  волосы, за исключением только головы.

В Средние века легенду несколько изменили: Лилит  уже не была змеёй, она стала  духом ночи. Иногда она представлялась  ангелом, ведающим рождением людей, иногда — демоном, досаждающим тем, кто  спал в одиночку или одиноко брел по дороге. В народном воображении она представала  как высокая молчаливая женщина  с распущенными  длинными чёрными  волосами.
В каббалистической книге Зогар, Лилит описывают как   жену Самаэля и мать демонов.

Современная демонология представляет Лилит не только богиней, пожирающей детей. Она является  подругой Сатаны (или Самаэля), соответствуя некоторыми чертами  всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. Ее  отождествляют  с такими богинями как  Кали, Ума и Парвати, Геката, Хель и Эрешкигаль, хотя у Темных Богинь различные  некоторые традиции,  четко их разделяющие.  

Зачастую также говорится  о старшей и младшей Лилит, например, в труде Майкла Форда «Люциферианское Ведьмовство». Здесь  имя Лилит  раскрывают  таким скрытым  значением как  — Тёмная Мать, Чёрная женственность, но в любом случае, сохраняют и изначальное значение,   называя ее  Чёрной Богиней, губительницей зародышей Света. 

В Европе эпохи Возрождения большой интерес проявляли к Каббале, а вместе с этим к  преданию о Лилит как первой жене Адама. Как только предание   стало известно в литературе, Лилит  сразу же была наделена  обликом прекрасной, соблазнительной женщины. Подобно представляла  Лилит  и  средневековая еврейская  литература, хотя  еврейские традиции красивую внешность Лилит связывают с её способностью менять свой облик. 
Легенда о Лилит вдохновляла многих поэтов на написание поэм, стихов и трактатов. В поэме "Райская обитель" Дантэ Гибриэля Россети (1828-1882) говорится о первой жене Адама Лилит-змее, уговорившей отведать  Еве запретный плод, после под влиянием Лилит Ева  зачала Каина, брата и убийцу Авеля.  В поэме Гете "Фауст" герой был предупрежден о коварных и губительных  волосах  красавицы, первой жене Адама, которых следовало остерегаться. Анатолий Франс описывает Лилит в своем рассказе "Дочь Лилит" как мать женщины, которая совратила главного героя. Здесь ее описывают как женщину, которой не нужно заботиться о спасении души, которой у нее нет, поэтому ей были неизвестны ни добро, ни зло, ни страдания, ни смерть.
Даниил Андреев в «Розе Мира» описывает  Лилит  как одну из Великих Стихиалей, ваятельницу  плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародную Афродиту» всех человечеств. Также с образом Лилит  Андреев связывает образ демоницы Воглеа. 

Русский писатель-символист Фёдор Сологуб в сборнике «Пламенный круг» отходит от  мрачного  образа, внося  кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» был написан под вдохновением от  Лилит. 

С романтической окраской Лилит предстает  в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где автор  прекрасную, неземную, сделанную из огня Лилит противопоставляет обыденной Еве.  Николай Гумилев описывает Лилит и Еву как две стороны, два лика одной женщины, два романтических противопоставления в стихотворении
«Ева и Лилит». Противопоставит Лилит земным женщинам и  стихотворение Марины Цветаевой «Попытка ревности». Были переосмыслены мотивы мифа о Лилит, содержащиеся  в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966). Стихотворение Владимира Набокова "Лилит", написанное в 1930 году и опубликованное в 1970 году  описывает  юную обольстительную девочку, соблазняющую героя (в первом наброске сюжета, позднее он  обработает в повести «Волшебник» и романе «Лолита») Не случайным будет и  созвучие имён Лилит—Лолита. 

Пропитан мрачным эротизмом образ вампирши Лилит  в романе "Сон Лилит"  Уитли Стрибера, который станет  продолжением романов «Голод» и «Последний вампир». Они послужат  основой культового фильма «Голод» (1983), который сняли  режиссёр Тони Скотт, главные роли в котором сыграли  Дэвид Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв. 

Милорадом Павичем, знаменитым сербским писателем, написавшим  книгу «Кровать для троих», расписал всю историю, произошедшую между Адамом, Евой и Лилит в прошлом. 
Лилит посвящают музыкальные  и поэтические произведения, снимают художественные и анимационные  фильмы, под  ее именем  в астрологии понимаются различные объекты. Знак апогея орбиты Луны  принят в современной астрологии, также  называется  Лилит и Чёрная Луна, а  багрово-алый цвет знака соответствует Скорпиону, обители Черной Луны, называемой точкой тёмного духа и  определяющей  собой ведьмовские способности рождённого. Также - показывающей  объекты сильного неосознаваемого (бессознательного) притяжения.

Лилит  стала  самым  ярким  воплощением  темной ипостаси Женщины, вечной женственности: вампиршей, появляющейся  в лунном свете, завлекающей сладкими речами, что явилось  одной из сторон каждой женщины. В каждой из женщин воплощена  и Лилит, и покорная, добрая Ева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий