суббота, 13 августа 2011 г.

АККАДСКАЯ И ШУМЕРСКАЯ МИФОЛОГИЯ



 "Нисхождение Инанны"  - миф шумеров сохранился в библиотеке
 Ашшурбанапала, созданной в седьмом веке до нашей эры.


Александр Исачев
                                                                                                                                                                
I
К стране безысходной, земле обширной
Синова дочь, Иштар, свой дух склонила,
Склонила Синова дочь свой дух пресветлый
К обиталищу мрака, жилищу Иркаллы[6].
К дому, откуда вошедший никогда не выходит,
К пути, на котором дорога не выводит обратно;
К дому, в котором вошедший лишается света,
Света он больше не видит, во тьме обитает;
Туда, где питье его — прах и еда его — глина,
А одет он, словно бы птица, одеждою крыльев.
II
На дверях и засовах простирается прах,
Перед вратами разлилось запустенье.
Ворот Преисподней едва достигнув,
Иштар уста открыла, вещает,
К сторожу врат обращает слово:
“Сторож, сторож, открой ворота,
Открой ворота, дай мне войти.
Если ты не откроешь ворот, не дашь мне войти,
Разломаю я двери, замок разобью,
Разломаю косяк, побросаю я створки.
Подниму я усопших, едящих живых,
Станет больше живых тогда, чем усопших”.
III
Сторож уста открыл и вещает,
Обращается он к великой Иштар:
“Постой, госпожа, не сбрасывай двери,
Обожди ты снаружи, внутрь я войду,
Доложу твое имя царице Эрешкигаль”.
Входит сторож, вещает Эрешкигаль:
“Сестра твоя это, Иштар, стоит у дверей,
Корчемница это великих пиров,

Возмутившая воды пред Эа-царем”.
IV
Эрешкигаль, такое услышав,
Словно срубленный дуб в лице пожелтела,
Как подбитый тростник, почернели губы:
“Что ее сердце ко мне приносит?
Что ее чрево на меня замышляет?
Что же, и я с ней воссяду,
С Ануннаками вместе пить буду воду,
Наместо хлеба есть буду глину
Пить, наместо вина, мутную воду,
О мужьях буду плакать, оставивших жен,
Буду я плакать вместе о женах,
Взятых от лона своих супругов,
Буду я плакать о малютке, о нежном,
Ранее срока прочь унесенном!”
V
“Ступай, о сторож, открой врата ей,
Поступи с ней согласно древним законам”.
Приходит сторож, открыл врата ей:
“Входи, госпожа! Ликует Куту!
Дворец Преисподней о тебе веселится!”
VI
В одни врата ее ввел и снимает, убирает большую тиару с ее головы.
“Зачем убираешь ты, сторож, большую тиару с моей головы?”
“Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.
В другие врата ее ввел и снимает, убирает подвески с ее ушей.
“Зачем убираешь ты, сторож, подвески с моих ушей?”
“Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.
В третьи врата ее ввел и снимает, убирает ожерелье с ее шеи.
“Зачем убираешь ты, сторож, ожерелье с моей шеи?”
“Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.
В четвертые врата ее ввел и снимает, убирает щиточки с ее грудей.
“Зачем убираешь ты, сторож, щиточки с моих грудей?”
“Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.
В пятые врата ее ввел и снимает, убирает пояс рождений с ее чресел.
“Зачем убираешь ты, сторож, пояс рождений с моих чресел?”
“Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.
В шестые врата ее ввел и снимает, убирает запястья с ее рук и ног.
“Зачем убираешь ты, сторож, запястья с моих рук и ног?”
“Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.
В седьмые врата ее ввел и снимает, убирает платочек стыда с ее тела.
“Зачем убираешь ты, сторож, платочек стыда с моего тела?”
“Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.
/Продолжение следует.../ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий